(мужчины)
(мужчины, женщины)
(женщины)
(мужчины) Шахтер – Газпром-Югра (Сургут) Шахтер – Динамо-ЛО (Сосновый Бор) Нова (Новокуйбышевск) – Шахтер
В Могилеве состоялось заседание рабочей группы по развитию делового туризма при Межведомственном экспертно-координационном Совете по туризму.
С приветственным словом выступила руководитель рабочей группы, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Ирина Николаевна Воронович.
В ходе заседания в отеле «Атриум» были подведены итоги развития делового туризма в 2023 году, участники обсудили:
«В Республике Беларусь уделяется значительное внимание развитию туризма. На уровне Правительства образованы 17 рабочих групп по видам туризма и направлениям деятельности, в том числе по деловому туризму. Утверждена дорожная карта по развитию этого вида туризма, которая включает в себя 3 раздела: организационные, маркетинговые мероприятия и создание турпродукта – всего 13 мероприятий», – отметила Ирина Николаевна.
В рамках месяца делового туризма состоялся ряд крупных мероприятий, среди которых Второй Российско-Белорусский туристический конгресс, в котором приняли участие более 600 представителей туриндустрии обеих стран. Впервые прошла инвестиционная секция, организованная Федерацией Рестораторов и Отельеров России и Республиканским союзом туриндустрии. Эксперты турбизнеса обсудили MICE- возможности Беларуси.
Еще одним крупным мероприятием месяца делового туризма стала 26-я Международная весенняя ярмарка туристических услуг «ОТДЫХ». В этом году в выставке «ОТДЫХ» приняли участие более 300 экспонентов (в 2023 году – 273): туристические компании, гостиницы, субъекты агроэкотуризма, лечебно-оздоровительные организации, объекты промышленного туризма, музеи, Национальные парки и заповедники, облисполкомы, рай- горисполкомы, иностранные участники.
Особенностью выставки «ОТДЫХ» в 2024 году стало участие в ней представителей всех 128 городов и районов страны. На выставке были организованы стенды 8-ми стран: Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Куба, Государство Палестина, Российская Федерация, Турецкая Республика, Туркменистан, Республика Узбекистан. Российская Федерация представлена порядка 30-ю регионами, это почти в три раза больше, чем в 2023 году.
Уже во второй раз в рамках выставки «ОТДЫХ» в ходе Второго международного туристического форума прошла отдельная секция по деловому туризму на тему: «Место и роль профессиональных ассоциаций и международных организаций в развитии делового туризма и конгрессно-выставочной деятельности» с участием белорусских и международных спикеров.
Рассмотрены вопросы: развития делового туризма в Республике; представлена концепция Ассоциации «Национальное конгресс-бюро» в Республике Беларусь»; представлен международный опыт развития mice-туризма
«В регионах организуются крупные деловые мероприятия. Буквально в эти дни, с 23 по 25 апреля, впервые прошел международный форум деловых контактов «Брест-Китай. Стратегическое партнерство», – рассказала Ирина Воронович.
В настоящее время ведется работа по созданию национального конгресс-бюро – организации по принципу «одного окна» для всех международных конгрессных мероприятий по вопросам выбора площадки, кейтеринговой компании и пр., которая должна стать маркетинговым инструментом по продвижению страны на международном рынке деловых мероприятий. Подготовлен проект его концепции.
Стимулом для развития делового туризма, проведения мероприятий на новом высоком уровне, привлечения в страну новых деловых партнеров станет введение в действие Национального выставочного центра, строительство которого сейчас находится в активной стадии. Международный выставочный центра площадью 37 тыс.кв.м с 5 трансформируемыми конгресс-залами на 2000 человек и 20 конференц-залами на 200-300 человек. Один из больших залов будет с оборудованием с телескопическим эффектом.
«Надеемся, что следующая выставка "ОТДЫХ-2025" пройдет уже на этой новой и масштабной площадке», – подчеркнула директор Департамента по туризму. Для популяризации площадок для проведения деловых мероприятий, в рамках ежегодного Республиканского конкурса «Познай Беларусь», подведение итогов которого состоится в декабре т.г., будут выбраны лучшие средства размещения.
Национальное агентство по туризму
Национальная сборная Беларуси по хоккею продолжает подготовку к серии майских матчей.
Ближайшие два из них состоятся в Астане 3 и 4 мая – в эти дни наша команда сразится с казахстанцами и россиянами в рамках турнира Qazaqstan Hockey Open 2024. Год назад белорусы с блеском его выиграли. На какой результат в сборной рассчитывают теперь? Об этом и многом другом поведал главный тренер нашей дружины Дмитрий КВАРТАЛЬНОВ.
-- Расскажите, как проходит сбор?
-- Идёт хорошая работа. У нас есть небольшие проблемы с вратарской позицией. Сейчас вызываем в сборную Сергея Большакова из «Металлурга». Ещё ждём Павла Моисевича из «СКА-1946». А так всё продвигается по плану. Потрудимся ещё пару дней и поедем на турнир в Казахстан.
-- В составе сборной сейчас много молодёжи. Практически все опытные хоккеисты отсутствуют. Делаете ставку на будущее?
-- К нам ещё подключатся ребята из молодёжной сборной. Это произойдёт, когда завершится турнир с их участием в Новосибирске. Три-четыре человека. Они сразу прилетят в Астану. Рассчитываем на Егора Борикова, Даниила Липского, ещё приедет кто-то из защитников. Кто-то из тех, кто сейчас работает с национальной сборной, останется в Минске.
-- Получается, сейчас вы в сборной работаете на перспективу, смотрите в будущее?
-- Мы назад вообще не смотрим. Понятно, что хотелось бы пригласить игроков из Северной Америки. Но сейчас во многих лигах идёт плей-офф. Команда Егора Шаранговича не вышла в нокаут-раунд. Но в преломлении на его участие в товарищеском турнире за сборную встаёт вопрос страховки. Это можно понять. В основном мы рассчитываем на местных ребят. Думаю, если сравнить состав нашей дружины с тем, что был в прошлом году, то сейчас в линиях обороны и атаки он выглядит покрепче. Единственное – есть вопросы по вратарской позиции.
-- У кого-то из игроков сборной клубный сезон завершился давно, у других – совсем недавно. Трудно приводить хоккеистов к одному знаменателю в плане физической формы?
-- Некоторые из игроков пропустили максимум две-три недели. Это не страшно. Особенно по весне, в конце сезона. Ребята же не из отпуска вернулись. Все были в тонусе. Видно, что они самостоятельнозанимались. Сейчас шанс проявить себя в сборной получили несколько хоккеистов из Betera-Экстралиги. Думаю, что кто-то из них точно поедет в Астану. Мы следим за парнями. Те из них, кто способен составить конкуренцию, в общем-то и дальше будут приглашаться в сборную.
-- Вы следите за ними не только для национальной команды, но и для минского «Динамо»?
-- Сто процентов. Вы сами ответили на вопрос.
-- Вам сейчас легче готовить сборную, чем в прошлом году? Тогда вы только-только взялись за работу и не знали игроков…
-- В принципе, да. Но тогда в «обойме» отсутствовали многие ребята: Александр Скоренов, Иван Дроздов, некоторые защитники. Получается, что и сейчас большое количество игроков в первый раз работают со мной. Но уровень ребят нынче повыше. В этом плане мне проще.
-- По каким причинам кемп покинул Владислав Кодола?
-- Мы приняли такое решение. Он и в минском «Динамо» не попадал в состав, пропустил весь плей-офф. Даём шанс молодым ребятам, которые окажутся в ростере вместо него.
-- Довольны ли вы уровнем конкуренции среди хоккеистов за попадание в сборную?
-- У меня есть вопросы к ребятам помоложе, которые сюда пришли и должны получить шанс. Недавно мы провели спарринг с молодёжной сборной и уступили. Меня немножко удивила та игра, которую показали некоторые молодые парни. Знаете, что-то на площадке может не получаться, всякое случается. Например, шайба неудачно подскочит. Но всегда нужно стараться, всегда надо отдаваться работе на сто процентов. Тем более, если ты одеваешь джерси национальной команды. Недонастрой неприемлем. Такие вещи мы точно должны пресекать. Мы указали ребятам на этот момент, думаю, сейчас они уже добирают. Дадим им шанс проявить себя на уровне сборной с хорошими соперниками.
-- Можете рассказать, какова сейчас степень мотивации у хоккеистов национальной дружины?
-- Степень мотивации? Посмотрите сюда (Дмитрий Квартальнов указывает на герб Беларуси на своей куртке). Не знаю, какая ещё может быть степень мотивации. Есть страна, в этой стране живут люди, которые следят за командой, болеют за неё. Мне кажется, те, кто одевает джерси национальной сборной – это самые счастливые люди в мире. Они должны с гордостью играть за страну в совершенно любой игре – и в товарищеском матче, и на чемпионате мира.
-- Вы чувствуете у парней такое отношение к игре в сборной?
-- Я сам через это проходил в своей стране. Понимаю, что чувствуют ребята. Это наивысшая степень мотивации. Я говорю им: парни, за это нужно отдавать все силы на площадке, никакой фальши не может быть! В матчах за сборную глаза должны гореть на все сто процентов.
-- Какую ставите задачу на майские матчи? Сколько из них надо выиграть?
-- Когда выходишь на игру, счёт на табло 0:0. Всегда хочется побеждать. Например, когда играешь с маленьким сыном в шахматы, шашки или карты, ты же хочешь его обыграть? В матчах за сборную всегда надо стараться взять верх, идти к этому. Через победы приходит уверенность. Но, конечно, и поражения учат многому. Но мы хотим побеждать.
-- В прошлом году сборная Беларуси заняла первое место на турнире Qazaqstan Hockey Open 2024. Насколько сложно вновь занять первое место?
-- Хотим выиграть. Узнаем ответ на этот вопрос вечером, 4 мая.
Алексей ПИСЬМЕНКОВ
Спортивная панорама
38 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. В той или иной мере ее последствия затронули многие страны Европы, но в наибольшей степени пострадала Беларусь.
Чернобыльская атомная электростанция (ЧАЭС) расположена на территории Украины, в 18 км от города Чернобыль, в 150 км от Киева и в 16 км от границы Беларуси. В 80-е годы XX века это была самая мощная в СССР атомная электростанция.
Краткая история аварии
Четвертый энергоблок ЧАЭС был запущен в промышленную эксплуатацию в декабре 1983 года. На 25 апреля 1986 года на ЧАЭС было намечено проведение проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности на четвертом энергоблоке, после чего реактор планировалось остановить для проведения плановых ремонтных работ. Из-за диспетчерских ограничений остановка реактора несколько раз откладывалась, что вызвало определенные трудности с управлением мощностью реактора. 26 апреля в 1 час 24 минуты произошел неконтролируемый рост мощности, который привел к взрывам и разрушению значительной части реакторной установки. В различных помещениях и на крыше начался пожар.
В результате аварии в атмосферу был выброшен практически весь спектр радионуклидов, которые накопились в реакторе к моменту взрыва, в том числе йода-131 (период полураспада 8 дней), цезия-134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 30 лет), стронция-90 (период полураспада 28-29 лет). В первые недели после аварии особую опасность для людей представлял радиоактивный йод, изотопы которого, поступив в организм, концентрируются в щитовидной железе и вызывают ее облучение.
В долгосрочном плане основным дозообразующим радионуклидом на большей части чернобыльского следа явился цезий-137. Анализ радиоактивного загрязнения территории Европы цезием-137 показывает, что около 35% чернобыльских выпадений радиоцезия на Европейском континенте находится на территории Республики Беларусь, поэтому последствия Чернобыля для Беларуси определены как национальное экологическое бедствие.
За послеаварийный период площадь загрязненной территории республики по цезию-137 уменьшилась почти в два раза и в настоящее время составляет около 25,5 тыс. кв.км, или 12% общей площади страны. По состоянию на 1 января 2024 года территория лесного фонда, отнесенная к зонам радиоактивного загрязнения, составляет 1497,7 тыс. га, или 15,4% от общей площади. Основная доля загрязненных радионуклидами лесов находится в ведении Министерства лесного хозяйства (81,2%) и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (14,5 %).
Постепенно снижается доза внешнего облучения населения в связи с распадом цезия-137, радиационная обстановка улучшается. Однако она продолжает оставаться напряженной на территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника. На его долю из всех выпавших в Беларуси радионуклидов пришлось более 30% цезия-137, 73% - стронция-90 и 97% - изотопов плутония.
Загрязнение территории Беларуси не было равномерным. На его характер повлияли в том числе особенности метеорологических условий с 26 апреля по 10 мая 1986 года. В результате в Беларуси выделилось несколько основных пятен. Первое - 30-километровая зона вокруг станции, где уровни загрязнения почвы цезием-137 были чрезвычайно высоки. Затем так называемый северо-западный след, к которому относятся южная и юго-западная часть Гомельской области, центральные части Брестской, Гродненской и Минской областей. Уровни загрязнения в этом следе существенно ниже, чем в ближней зоне Чернобыльской АЭС. Третье пятно находилось на севере Гомельской и центральной части Могилевской областей.
С первых дней после катастрофы на ЧАЭС правительство Беларуси начало проводить мероприятия, направленные на защиту населения, проживающего в непосредственной близости к станции. Сразу после аварии было принято решение об эвакуации населения с территории, где мощность экспозиционной дозы превышала 25 мР/ч (территория приблизительно в радиусе 10 км от ЧАЭС).
Населенные пункты, расположенные в зонах радиоактивного загрязнения
Чернобыльская катастрофа коснулась значительной части Беларуси. В зоне загрязнения оказалось 3678 населенных пунктов, в которых проживали 2,2 млн человек; 479 населенных пунктов прекратили существование.
С пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий было отселено 137,7 тыс. человек, из которых 75% - жители Гомельской области. Одновременно с эвакуацией и организованным переселением самостоятельно покинули территории радиоактивного загрязнения около 200 тыс. человек.
За прошедший после аварии период в Беларуси удалось сократить список населенных пунктов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Перечень населенных пунктов и объектов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения согласно законодательству пересматривается раз в 5 лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования населенных пунктов.
Сейчас в зонах радиоактивного загрязнения расположено более 2 тыс. населенных пунктов, в которых проживает почти 930 тыс. человек, в том числе 185 тыс. детей. Это территории Гомельской, Могилевской, Минской, Брестской и Гродненской областей. По предварительным расчетам, общее количество населенных пунктов, входящих в зону радиоактивного загрязнения, к 2025 году уменьшится по сравнению с 2016 годом на 273, к 2035 году - на 626.
Зоны эвакуации и отселения
На территориях Беларуси, где в результате аварии на ЧАЭС оказалось невозможным проживание населения, сложились особые зоны - эвакуации (отчуждения) и отселения.
Белорусский сектор зоны эвакуации (отчуждения) Чернобыльской АЭС представляет собой территорию площадью 1,7 тыс. кв.км. Проживавшее здесь население было эвакуировано в 1986 году. Тогда же земли на этой территории были выведены из хозяйственного пользования. В 1988 году здесь создан Полесский государственный радиационно-экологический заповедник (ПГРЭЗ). Это единственный в мире радиационно-экологический заповедник. В него вошли особенно загрязненные территории Хойникского, Наровлянского и Брагинского районов Гомельской области.
Зоны отчуждения и отселения рассредоточены на территории 13 районов Гомельской и Могилевской областей.
На территориях зон эвакуации (отчуждения) и отселения действует особый правовой режим с целью предотвращения несанкционированного проникновения граждан и транспортных средств, неконтролируемого вывоза грузов, пресечения фактов браконьерства, сбора даров леса. Основные подходы к содержанию этих зон сформулированы в концепции содержания зон отчуждения и отселения.
Для осуществления управления зонами отчуждения и отселения, организации и контроля за состоянием их охраны и поддержания установленного законом режима содержания постановлением правительства от 8 июня 1992 года №343 создан специальный орган - Администрация зон отчуждения и отселения, представители которой работают в 13 загрязненных районах Гомельской и Могилевской областей.
В соответствии с законом "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" в зоне отчуждения разрешается только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ.
В отличие от зоны отчуждения на территории зоны отселения ведется строго ограниченная хозяйственная деятельность, связанная с поддержанием в надлежащем состоянии дорог, линий электропередачи и других объектов, имеющих инфраструктурное значение.
Деятельность в сфере функционирования территорий радиоактивного загрязнения регулируется с января 2023 года Госатомнадзором.
Система радиационного мониторинга и контроля в Беларуси
В Республике Беларусь создана и функционирует система радиационного мониторинга, вошедшая в национальную систему мониторинга окружающей среды Республики Беларусь. В ее состав входит широкая сеть пунктов наблюдений и аккредитованных лабораторий. Основные объекты мониторинга - атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды.
На республиканском уровне контроль радиоактивного загрязнения обеспечивают Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственный комитет по стандартизации.
Согласно данным Госатомнадзора, сеть постоянного мониторинга окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды включает более 180 реперных площадок и почти 20 ландшафтно-геохимических полигонов.
В соответствии с требованиями действующего законодательства в Республике Беларусь запрещаются производство и реализация продукции, содержание радионуклидов в которой превышает допустимые уровни. С целью обеспечения выполнения этого требования в республике создана и эффективно действует система радиационного контроля пищевых продуктов, продовольственного и сельскохозяйственного сырья, пищевой и другой продукции леса, производимых на загрязненной радионуклидами территории. Ее основу составляют ведомственные системы контроля.
В республике функционируют около 1 тыс. подразделений радиационного контроля организаций и предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства лесного хозяйства, Министерства здравоохранения, Белорусского республиканского общества потребительских союзов, других министерств, субъектов хозяйствования. Подразделения радиационного контроля Министерства здравоохранения, Госстандарта осуществляют соответствующие надзорные функции.
Социальная защита и оздоровление пострадавшего населения
В Беларуси создан государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также Единый чернобыльский регистр России и Беларуси. В национальный регистр внесены данные о более чем 1,7 млн человек, в том числе более 360 тыс. детей и подростков.
Основным направлением государственной социальной политики в отношении граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, является оказание помощи социально уязвимым категориям населения, предоставление льгот и компенсаций, предусмотренных законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий".
Одной из важнейших задач является повышение эффективности и улучшение качества медицинского обеспечения участников ликвидации последствий аварии, санаторно-курортного лечения и оздоровления пострадавшего населения, особенно детей, проживающих на загрязненных территориях. Основой системы медицинского обеспечения является специальная диспансеризация пострадавших от чернобыльской катастрофы граждан, обеспечивающая раннее выявление заболеваний и своевременное лечение, реабилитацию и проведение профилактических мероприятий.
В республике открыты новые медицинские учреждения, институты, специализированные клиники и центры. В 2003 году в Гомеле начал работать построенный под патронажем Президента Беларуси Александра Лукашенко Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека. Открытие центра позволило существенно приблизить медицинскую помощь к наиболее пострадавшим от чернобыльской катастрофы регионам.
Районные больницы постоянно оснащаются современным медицинским оборудованием, на базе медучреждений организовано внедрение современных технологий диагностики и лечения пострадавших граждан - телемедицина, ЯМР-томография и др.
Одним из приоритетных аспектов по сохранению и укреплению здоровья детей, проживающих на загрязненных территориях, является рациональное сбалансированное питание. Все учащиеся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, обеспечиваются бесплатным питанием, которое предоставляется по месту обучения за счет средств, выделяемых на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Важной составляющей в сохранении здоровья является санаторно-курортное лечение и оздоровление. В соответствии с действующим законодательством несовершеннолетние дети, проживающие на территории радиоактивного загрязнения, дети, проживающие на чистой территории и посещающие школы, расположенные на загрязненной территории, имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление. Особое внимание государство уделяет улучшению материально-технического обеспечения детских реабилитационно-оздоровительных центров, которых в стране 12. За последний год введены в эксплуатацию спальный корпус на 166 мест в центре "Жемчужина" в Лепельском районе и физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в центре "Надежда" в Вилейском районе.
От реабилитации к устойчивому социально-экономическому развитию
Реализация целенаправленной государственной политики в сфере ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС позволила решить ряд важнейших задач. Государством предприняты значительные меры по решению радиационно-экологических, медицинских, социально-экономических и других проблем, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Основным инструментом для реализации государственной политики в сфере преодоления последствий чернобыльской катастрофы являются государственные программы.
После распада Советского Союза Республика Беларусь вынуждена была самостоятельно решать весь комплекс чернобыльских проблем. 28 июля 1992 года была одобрена государственная программа по преодолению в Республике Беларусь последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1993-1995 годы и на период до 2000 года. Последовательно были приняты и одобрены программы по преодолению в Республике Беларусь последствий катастрофы на ЧАЭС на следующие периоды: 1996-2000 годы, 2001-2005 годы и на период до 2010 года, на 2006-2010 годы, на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, на 2016-2020, на 2021-2025 годы.
Каждая из программ содержит ряд мероприятий для комплексного решения проблем в различных сферах. Программы непрерывно следуют одна за другой, благодаря чему мероприятия осуществляются на постоянной основе. Каждая последующая программа формируется с учетом изменений в постчернобыльской ситуации. Все мероприятия направлены на создание условий жизни, позволяющих минимизировать влияние негативных последствий радиоактивного загрязнения, и при этом несут в себе функции социальной защиты населения, оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Наряду с государственными программами ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на протяжении 38 лет в Беларуси реализовывался ряд международных проектов. Большой вклад в реабилитацию территорий внесло выполнение программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства. Выполнение союзных чернобыльских программ осуществляется наряду с государственными программами Беларуси и России.
Программы позволили осуществить значительные капитальные вложения в строительство и оснащение медицинских объектов. Были реализованы пилотные проекты адресной реабилитации хозяйств на загрязненных радионуклидами территориях. В рамках этих программ шло становление, развитие и практическая отработка новых подходов ведения информационной работы по чернобыльской тематике, создан Российско-белорусский информационный центр (РБИЦ) с отделениями в Москве и Минске.
В 2023 году была утверждена стратегия по обращению с радиоактивными отходами.
БелТА
Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь, которые были утверждены на заседании VII Всебелорусского народного собрания, официально опубликованы на Национальном правовом интернет-портале.
За утверждение обоих документов делегаты ВНС проголосовали единогласно.
"Мы, народ Беларуси, исходя из ответственности за настоящее и будущее страны, желая обеспечить мир и согласие, благополучие наших граждан, незыблемость народовластия, независимость и процветание нашей Беларуси, приняли документы стратегического планирования: Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину нашего государства. В этих документах наши устремления и надежды, - сказал Президент Беларуси, Председатель ВНС Александр Лукашенко, завершая заседание. - Уверен, принятые решения послужат прочной основой для сохранения белорусского народа как уникальной исторической общности и приумножения национального достояния, созданного целыми поколениями".
Концепция национальной безопасности и Военная доктрина - это основополагающие документы, регламентирующие подходы государства к обеспечению собственной безопасности в различных сферах с учетом геополитических изменений в мире, применение военной силы в рамках реагирования на имеющиеся вызовы и угрозы.
Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен 20 февраля 2023 года на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь. Прежде чем выносить его на утверждение Всебелорусского народного собрания, глава государства поручил провести его общественное обсуждение. В течение года было организовано более 70 дискуссионных площадок по обсуждению основных новелл концепции во всех регионах страны, в государственных органах и организациях, трудовых коллективах, учебных заведениях, профсоюзных и общественных объединениях с привлечением представителей научного и экспертного сообщества, основных религиозных конфессий, субъектов гражданского общества. Для максимального охвата аудитории текст новой концепции также был размещен на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь.
В январе текущего года на заседании Совета Безопасности главе государства и членам Совбеза были доложены конкретные предложения, которые в результате общественного обсуждения предлагалось включить в обновленную Концепцию. Прежде всего они касались дополнительной защиты института традиционной семьи, повышения уровня социальной ответственности бизнеса, преодоления диспропорций регионального развития, конкретизации перечня сил обеспечения национальной безопасности, используемого понятийного аппарата, порядка утверждения системы индикативной оценки состояния национальной безопасности и других.
Что касается новой Военной доктрины, она не предусматривает кардинальной ревизии положений военной политики государства. Актуальные положения остались неизменными, сохранен ее оборонительный характер. В документе раскрыто содержание военной политики. В частности, подчеркивается, что Беларусь - миролюбивая страна, которая никому не угрожает, а попытки вмешательства во внутренние дела государства, а тем более угроза применения военной силы или агрессия будут пресекаться с использованием всего имеющегося потенциала.
БелТА